*** ВНИМАНИЕ: Блог переехал на другой адрес - demin.ws ***

вторник, 3 марта 2009 г.

Фредерик Брукс, "Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы"

Фредерик Брукс

Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы.



Как многие программисты, я весьма нетерпелив, и люблю как можно быстрее переходить к делу, а лучше — к реальным и осязаемым результатам. Поэтому с большим трудом читаю книги по профессии, где уж слишком много словоблудия, и особенно осторожен, когда кто-то пытается чего-то там теоретизировать. Я глубоко уверен, что кумиров "по умолчанию" в профессии иметь опасно, а лучше вообще не иметь, и любую веру в "крутизну" кого-либо надо проверять лично, поэтому я распечатал себе эту книгу (у меня получилось около 70 листов А4 с двух сторон), и решил полистать вечерком у телевизора.

В итоге, я не отрываясь внимательно прочитал ее до конца часа за два, и некоторые куски потом пересматривал. По моему мнению, это надо прочесть любому программисту или руководителю программистов. Несмотря на то, что книге скоро стукнет 35 лет, и ее переиздание 1995 года практически повторяет оригинальное, в новом издании всего добавили пару глав, но старые главы остались в исходном виде. Даже когда автор употребляет несколько угловатые в наши дни выражения типа "выйти на машину" или "обратиться к журналу с дисплейного терминала" — это совершенно не искажает сути. Видимо из-за собственной самоуверенности, я считал, что такие значимые для меня вещи как многоуровневое тестирование, самодокументируемый код, контроль версий, готовность вносить изменения и т.д. придуманы совершенно недавно, можно сказать, на моих глазах. "Ах какой удар от классика!" — все это придумано и применялось уже тогда.

Лично я получил отличную пищу для ума, начиная от обдумывания аналогий о том, как делали что-то раньше, и во что это трансформировалось сейчас, и заканчивая абсолютно точным описанием "смоляной ямы" (программирование больших и сложных систем), в которой могут пропасть самые выдающиеся умы, и как в нее по возможности не попасть. Если бы все начальники читали бы эту книгу, они бы знали, что если проект по написанию программного обеспечения прогибается по срокам, то "влив" в него еще людей может только ускорить его кончину.

Вывод

Два часа прочтения будут отзываться в вас еще долго, а необычные сегодня картины вычислительной техники "тех" дней только помогут кристаллизовать абсолютно актуальные до сих пор выводы Фредерика Брукса.


Посты по теме:

2 комментария:

  1. Согласен! Отличная книга!
    От себя могу добавить что также каждому программисту стоит прочитать книгу Стива Макконнелла "Совершенный код" (Steve McConnell "Code complete")
    http://www.amazon.com/Code-Complete-Practical-Handbook-Construction/dp/0735619670
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/3159814/

    Эта книга стала моей настольной библией. Очень рекомендую!

    ОтветитьУдалить
  2. Макконнелл у меня тоже на столе лежит. Доходит до банального - порой в миллиардный раз задумаешься "а может разрешить вот тут оставить goto" или "а может нам пересмотреть способ форматирования исходников"... загляну-ка я к Макконнеллу, посмотрю что он посоветует. Я уж не говорю о всяких реально серьезных вопросах. Кажется, ты все знаешь, но порой таки хочется мнение корифея.

    ОтветитьУдалить