*** ВНИМАНИЕ: Блог переехал на другой адрес - demin.ws ***

среда, 30 ноября 2011 г.

MapReduce на Erlang'e

Я продолжаю погружение в Эрланг. Уже есть хитрый план переписать один из наших сервисов для мониторинга на Эрланге. Мы тут осваиваем облака Windows Azure и Amazon EC2 в качестве платформы для некоторых продуктов и внутренних задач типа QA, поэтому возможность использовать много ядер и машин без переписывания кода выглядить перспективно.

Итак, для начала простой, но реальный пример - есть проект ~2000 файлов. Надо составить список используемых переменных окружения. То есть найти вхождения строк "getenv(...)" и "GetVariable(...)" (это наш wrapper) и выдрать из них параметр.

Задача незамысловатая и давно решается программой на C++, которая даже обход каталогов не делает, а просто вызывает юниксовый "find", генерирующий список файлов по маске, и затем по списку лопатит файлы. На 2000 файлах работает пару секунд в один поток.

Теперь Эрланг. Тут хочется замутить что-нибудь более кучерявое, чем последовательный обход файлов. MapReduce как раз в тему - можно составить список файлов, затем анализ каждого файла делать параллельно (Map), аккумулируя найденные имена переменных, и в конце обработать все полученные входждение (Reduce), в нашем случае просто подсчитать количество вхождения каждой переменной.

Фактически мой код повторяет пример из "Programming Erlang" и использует модуль phofs (parallel higher-order functions) из этой же книги.

-module(find_variables).
-export([main/0, find_variables_in_file/2, process_found_variables/3]).

-define(PATH, "/Projects/interesting_project").
-define(MASK, "\\..*(cpp|c)").

main() ->
    io:format("Creating list of files...~n", []),
    % Стандартная функция обхода файловой системы. Последний параметр -
    % функтор, накапливающий имена в списке.
    Files = filelib:fold_files(?PATH, ?MASK, true,
                               fun(N, A) -> [N | A] end, []),
    io:format("Found ~b file(s)~n", [length(Files)]),
    F1 = fun find_variables_in_file/2,   % Map
    F2 = fun process_found_variables/3,  % Reduce
    % Вызываем MapReduce через функцию benchmark, считающую время
    % выполнения.
    benchmark(fun() ->
        L = phofs:mapreduce(F1, F2, [], Files),
        io:format("Found ~b variable(s)~n", [length(L)])
    end, "MapReduce").

benchmark(Worker, Title) ->
    {T, _} = timer:tc(fun() -> Worker() end),
    io:format("~s: ~f sec(s)~n", [Title, T/1000000]).

-define(REGEXP, "(getenv|GetVariable)\s*\\(\s*\"([^\"]+)\"\s*\\)").

% Map. Анализ одного файла.
find_variables_in_file(Pid, FileName) ->
    case file:open(FileName, [read]) of
        {ok, File} ->
            % Заранее компилируем регулярное выражение.
            {_, RE} = re:compile(?REGEXP),
            % Данный обратный вызов пошлет родительскому контролирующему
            % потому сообщение с именем найденной переменной.
            CallBack = fun(Var) -> Pid ! {Var, 1} end,
            find_variable_in_file(File, RE, CallBack),
            file:close(File);
        {error, Reason} ->
            io:format("Unable to process '~s', ~p~n", [FileName, Reason]),
            exit(1)
    end.

% Reduce. Анализ данных. Данная функция вызывается контролирующим
% процессом MapReduce для каждого найденного ключа вместе со списком
% значений, ассоциированных с ним. В нашем случае это будут пары
% {VarName, 1}. Мы просто подсчитаем для каждого VarName количество
% пришедших пар, то есть количество найденных вхождений этой переменной.
% Это и есть наш незамысловатый анализ.

process_found_variables(Key, Vals, A) ->
    [{Key, length(Vals)} | A].

% Построчный обход файла.
find_variable_in_file(File, RE, CallBack) ->
    case io:get_line(File, "") of
       eof -> void;
       Line ->
         scan_line_in_file(Line, RE, CallBack),
         find_variable_in_file(File, RE, CallBack)
    end.

% Поиск строки в строке по регулярному выражению (скомпилированному ранее),
% и в случае нахождение вызов CallBack с передачей ему имени найденной
% переменной.
scan_line_in_file(Line, RE, CallBack) ->
    case re:run(Line, RE) of
        {match, Captured} ->
            [_, _, {NameP, NameL}] = Captured,
            Name = string:substr(Line, NameP + 1, NameL),
            CallBack(Name);
        nomatch -> void
    end.

Для сборки программы нужен модуль phofs. Он является универсальным, независимым от конкретных функций Map и Reduce.

И Makefile на всякий случай:

target = find_variables

all:
    erlc $(target).erl
    erlc phofs.erl
    erl -noshell -s $(target) main -s init stop

clean:
    -rm *.beam *.dump

Пузомерка. Как я уже сказал, программа на C++ вместе со временем вызова "find" на моей машине работает 1-2 секунды. Версия на Erlang'e работает ~20 секунд. Плохо? Смотря как посмотреть. Если анализ каждого файла будет более длительным (то есть программа будет основное время тратить на анализ файла, а не обход каталогов), то тут уже не совсем очевидно, какое из решений будет более практично при увеличении числа файлов и сложности анализа.

Я новичок в Эрланге, поэтому будут признателен за критику кода.

Посты по теме:

суббота, 26 ноября 2011 г.

Улучшенный TCP/IP proxy на Erlang'e

Писал я про мое освоение Эрганга через написание программы для перехвата и удобного логирования TCP/IP соединений.

B итоге я окончательно допилил программу, и теперь она заменила мне версию на Питоне.

Что программа умеет особенно удобного (как мне кажется):

  • удобный вид лога, в котором отображается шестнадцатеричный дамп, и символьного представление для видимых кодов
  • в дампе отображается номер соединения (в случае смешивания выводов нескольких параллельных соединений)
  • для каждого соединения вычисляется длительность
  • ведутся дополнительные двоичные логи для каждой из сторон в соединении (для повторного "проигрывания" данных)

Про Эрланг. Меня начинает реально вставлять. Я почувствовал (для многих это и не новость), что тут можно написать что-то реальное, особенно связаное с сетью и многозадачностью.

Из насущных проблем:

  • Пока нет чувства разумного дробления на модули и даже функции. При общей тотальной иммутабельности сложно что-то напортачить, но когда количество функций разрастается, хочется их как-то группировать.
  • Нет чувства правильного форматирования кода. Вроде как 80-ти символьные строки и пробелы вместо табуляций меня пока никогда не подводили, но при функциональном стиле кода часто получаются длинные "лесенки".

Пузомерка. Я сделал тест на прокач шестидесятимегового файла через питоновскую и эрланговскую версию. Результаты интересные.

Кач напрямую:

curl http://www.erlang.org/download/otp_src_R14B04.tar.gz >direct

Через Питон:

Window 1: python pyspy.py -l 50000 -a www.erlang.org -p 80 -L log

Window 2: curl http://localhost:50000/download/otp_src_R14B04.tar.gz >via-proxy-python

Через Эрланг:

Window 1: escript tcp_proxy.erl 50000 www.erlang.org 80

Window 2: curl http://localhost:50000/download/otp_src_R14B04.tar.gz >via-proxy-erlang

Файл напрямую качается, условно, минуту. Питоновская версия прокачала файл за шесть минут при включенном логе на экран и файл. Причем сброс лога и непосредственно прокач заканчивались приблизительно в одно время (данные задачи выполняются параллельно, общаясь через очередь, и технически не обязаны завершаться одновременно, так как очередь надо выгрести).

На Эрланге картина иная. Файл прокачался практически за то же время, что и напрямую! Но вот полного сброса лога я так и дождался. Через шесть минут он успел сбросить где-то 10% лога.

Выводы: Видимо, поведение питоновской версии обусловлено тем, что поток лога и потока-качалка работаются примерно с одной скоростью, поэтому в среднем очеред обмена постоянно выгребается. Фактически, скорость программы ограничена пропускной способностью потока логирования, но так как визуально не видно, что поток качания заканчиватся значительно раньше, то можно предположить, что он работается примерно с такой же скоростью (напомню, ~6 минут).

На Эрланге же качалка работает, как мне показалось, очень быстро. Данные перекачиваются и параллельно загоняются в очередь на логирование. А вот производительность логирования оставляет желать лучшего. Ради эксперимента я закомментировал вызов функции создания шестнадцатеричного дампа, и время сброса лога также упало до минуты. Поэтому, как мне кажется, корень зла в моей кривой работе со строками и списками при создании дампа (возможно что-то где-то постоянно копируются, а в мире рекурсии и изменения данных только через копирование ошибки подобного рода дорого отражаются на производильности). А вот работа с сокетами и посылкой/приемом сообщений между потоками в Эрланге очень эффективная.

Я вообще заметил, что в Эрланге ты подсознательно начинашь писать многопотоковые программы. Например, тут в принципе нет глобальных объектов. И допустим, у тебя есть флаг, глобальная установка, которую хочется иметь везде. Так как глобально ее объявить нельзя, приходится таскать как параметр функций там и сям. А как вариант "навязанного конструктивного мышления", думаешь - а давай-ка я запущу этот кусок как поток и буду вызывать его функционал через посылку сообщений. В этом случае я могу передать мне нужный параметр один раз в начале при создании потока, тем самым сделав его типа глобальным для этого потока.

Наверное пример вышел немного скомканным, но общая идея такова - так как ты обязан передавать в функцию все ее параметры каждый раз, то начинаешь думать об максимальной независимости и дроблении функционала, что как следствие, позволяет запускать их в разных потоках.

Для интересующихся - исходник доступен.

Посты по теме:

вторник, 22 ноября 2011 г.

TCP/IP proxy на Erlang'e

По мотивам недавнего поста про изучение новых языков, я таки добил версию на Erlang'е. Если тут есть спецы по языку, буду признателен за критику.

Программа по функциям идентична версии на Питоне за исключением отсутствия дублирования лога в файл и продвинутого разбора флагов командной строки.

И так: программа многопоточна, и журналирование также происходит в отдельном потоке для обеспечения целостности многострочных дампов.

Про Эрланг. После многократных и пока полностью неуспешных заходов на Хаскелл и после все еще неудачных попыток на Lisp или Scheme написать что-то более менее реальное и жизненное, Эрланг был реальным прорывом для меня.

Удивительно, невозможность изменять переменные (представьте, что программируя на С++ надо все переменные делать const) является фантастическим способом борьбы с опечатками при cut-and-paste. Также когда делаешь циклы через хвостовую рекурсию, сразу осознаешь, как эффективно работать со списками, чтобы их не копировать, а всегда "таскать" за хвост или голову.

Ну а концепция легких потоков и обмена сообщениями между ними (как в Go), приправленная глобальной иммутабельностью, позволяет легко писать надежные многотопочные программы.

Например, истересен способ реализации многопотокового TCP/IP сервера. Обычно при его программировании есть распростраенный прием: один главный поток, принимающий соединения, и когда соединение принято, создается новый поток-исполнитель, который обрабатывает соединение и после этого умирает.

В Эрланге можно сделать иначе (функция acceptor()). Поток, ожидающий входящего соединения, после его получения рождает свой клон для ожидания следующего соединения и затем сам обрабабатывает запрос.

Для меня это было немного необычно.

-module(tcp_proxy).

-define(WIDTH, 16).

main([ListenPort, RemoteHost, RemotePort]) ->
    ListenPortN = list_to_integer(ListenPort),
    start(ListenPortN, RemoteHost, list_to_integer(RemotePort));

main(_) -> usage().

usage() ->
    io:format("~ntcp_proxy.erl local_port remote_port remote_host~n~n", []),
    io:format("Example:~n~n", []),
    io:format("tcp_proxy.erl 50000 google.com 80~n~n", []).

start(ListenPort, CalleeHost, CalleePort) ->
    io:format("Start listening on port ~p and forwarding data to ~s:~p~n",
              [ListenPort, CalleeHost, CalleePort]),
    {ok, ListenSocket} = gen_tcp:listen(ListenPort, [binary, {packet, 0},
                                                    {reuseaddr, true},
                                                    {active, true}]),
    io:format("Listener socket is started ~s~n", [socket_info(ListenSocket)]),
    spawn(fun() -> acceptor(ListenSocket, CalleeHost, CalleePort, 0) end),
    register(logger, spawn(fun() -> logger() end)),
    wait().

% Infinine loop to make sure that the main thread doesn't exit.
wait() -> receive _ -> true end, wait().

format_socket_info(Info) ->
    {ok, {{A, B, C, D}, Port}} = Info,
    lists:flatten(io_lib:format("~p.~p.~p.~p:~p", [A, B, C, D, Port])).

peer_info(Socket) -> format_socket_info(inet:peername(Socket)).

socket_info(Socket) -> format_socket_info(inet:sockname(Socket)).

acceptor(ListenSocket, RemoteHost, RemotePort, ConnN) ->
    case gen_tcp:accept(ListenSocket) of
      {ok, LocalSocket} ->
          spawn(fun() -> acceptor(ListenSocket, RemoteHost, RemotePort, ConnN + 1) end),
          LocalInfo = peer_info(LocalSocket),
          logger ! {message, "~4.16.0B: Incoming connection from ~s~n", [ConnN, LocalInfo]},
          case gen_tcp:connect(RemoteHost, RemotePort, [binary, {packet, 0}]) of
            {ok, RemoteSocket} ->
              RemoteInfo = peer_info(RemoteSocket),
              logger ! {message, "~4.16.0B: Connected to ~s~n", [ConnN, RemoteInfo]},
              exchange_data(LocalSocket, RemoteSocket, LocalInfo, RemoteInfo, ConnN, 0),
              logger ! {message, "~4.16.0B: Finished~n", [ConnN]};
            {error, Reason} ->
              logger ! {message, "~4.16.0B: Unable to connect to ~s:~s (error: ~p)~n",
                       [ConnN, RemoteHost, RemotePort, Reason]}
          end;
      {error, Reason} ->
          logger ! {message, "Socket accept error '~w'~n", [Reason]}
    end.

exchange_data(LocalSocket, RemoteSocket, LocalInfo, RemoteInfo, ConnN, PacketN) ->
    receive
        {tcp, RemoteSocket, Bin} ->
            logger ! {received, ConnN, Bin, RemoteInfo, PacketN},
            gen_tcp:send(LocalSocket, Bin),
            logger ! {sent, ConnN, LocalInfo, PacketN},
            exchange_data(LocalSocket, RemoteSocket, LocalInfo, RemoteInfo, ConnN, PacketN + 1);
        {tcp, LocalSocket, Bin} ->
            logger ! {received, ConnN, Bin, LocalInfo, PacketN},
            gen_tcp:send(RemoteSocket, Bin),
            logger ! {sent, ConnN, RemoteInfo, PacketN},
            exchange_data(LocalSocket, RemoteSocket, LocalInfo, RemoteInfo, ConnN, PacketN + 1);
        {tcp_closed, RemoteSocket} ->
            logger ! {message, "~4.16.0B: Disconnected from ~s~n", [ConnN, RemoteInfo]};
        {tcp_closed, LocalSocket} ->
            logger ! {message, "~4.16.0B: Disconnected from ~s~n", [ConnN, LocalInfo]}
    end.

logger() ->
    receive
        {received, Pid, Msg, From, PacketN} ->
            io:format("~4.16.0B: Received (#~p) ~p byte(s) from ~s~n",
                      [Pid, PacketN, byte_size(Msg), From]),
            dump_bin(Pid, Msg),
            logger();
        {sent, Pid, ToSocket, PacketN} ->
            io:format("~4.16.0B: Sent (#~p) to ~s~n", [Pid, PacketN, ToSocket]),
            logger();
        {message, Format, Args} ->
            io:format(Format, Args),
            logger()
    end.

dump_list(Prefix, L, Offset) ->
    {H, T} = lists:split(lists:min([?WIDTH, length(L)]), L),
    io:format("~4.16.0B: ", [Prefix]),
    io:format("~4.16.0B: ", [Offset]),
    io:format("~-*s| ", [?WIDTH * 3, dump_numbers(H)]),
    io:format("~-*s", [?WIDTH, dump_chars(H)]),
    io:format("~n", []),
    if length(T) > 0 -> dump_list(Prefix, T, Offset + 16); true -> [] end.

dump_numbers(L) when (is_list(L)) ->
    lists:flatten([io_lib:format("~2.16.0B ", [X]) || X <- L]).

dump_chars(L) ->
    lists:map(fun(X) ->
                if X >= 32 andalso X < 128 -> X;
                   true -> $.
                end
              end, L).

dump_bin(Prefix, Bin) ->
    dump_list(Prefix, binary_to_list(Bin), 0).

В работе может выводить примерно следующее:

alexander:erlang/>./tcp_proxy.sh 50000 pop.yandex.ru 110
Start listening on port 50000 and forwarding data to pop.yandex.ru:110
Listener socket is started 0.0.0.0:50000
0000: Incoming connection from 127.0.0.1:51402
0000: Connected to 213.180.204.37:110
0000: Received (#0) 38 byte(s) from 213.180.204.37:110
0000: 0000: 2B 4F 4B 20 50 4F 50 20 59 61 21 20 76 31 2E 30 | +OK POP Ya! v1.0
0000: 0010: 2E 30 6E 61 40 32 35 20 67 55 62 44 54 51 64 5A | .0na@25 gUbDTQdZ
0000: 0020: 6D 6D 49 31 0D 0A                               | mmI1..
0000: Sent (#0) to 127.0.0.1:51402
0000: Received (#1) 11 byte(s) from 127.0.0.1:51402
0000: 0000: 55 53 45 52 20 74 65 73 74 0D 0A                | USER test..
0000: Sent (#1) to 213.180.204.37:110
0000: Received (#2) 23 byte(s) from 213.180.204.37:110
0000: 0000: 2B 4F 4B 20 70 61 73 73 77 6F 72 64 2C 20 70 6C | +OK password, pl
0000: 0010: 65 61 73 65 2E 0D 0A                            | ease...
0000: Sent (#2) to 127.0.0.1:51402
0000: Received (#3) 11 byte(s) from 127.0.0.1:51402
0000: 0000: 50 41 53 53 20 70 61 73 73 0D 0A                | PASS pass..
0000: Sent (#3) to 213.180.204.37:110
0000: Received (#4) 72 byte(s) from 213.180.204.37:110
0000: 0000: 2D 45 52 52 20 5B 41 55 54 48 5D 20 6C 6F 67 69 | -ERR [AUTH] logi
0000: 0010: 6E 20 66 61 69 6C 75 72 65 20 6F 72 20 50 4F 50 | n failure or POP
0000: 0020: 33 20 64 69 73 61 62 6C 65 64 2C 20 74 72 79 20 | 3 disabled, try
0000: 0030: 6C 61 74 65 72 2E 20 73 63 3D 67 55 62 44 54 51 | later. sc=gUbDTQ
0000: 0040: 64 5A 6D 6D 49 31 0D 0A                         | dZmmI1..
0000: Sent (#4) to 127.0.0.1:51402
0000: Disconnected from 213.180.204.37:110
0000: Finished
0001: Incoming connection from 127.0.0.1:51405
0001: Connected to 213.180.204.37:110
0001: Received (#0) 38 byte(s) from 213.180.204.37:110
0001: 0000: 2B 4F 4B 20 50 4F 50 20 59 61 21 20 76 31 2E 30 | +OK POP Ya! v1.0
0001: 0010: 2E 30 6E 61 40 33 30 20 70 55 62 41 72 52 33 74 | .0na@30 pUbArR3t
0001: 0020: 6A 65 41 31 0D 0A                               | jeA1..
0001: Sent (#0) to 127.0.0.1:51405
0001: Received (#1) 6 byte(s) from 127.0.0.1:51405
0001: 0000: 51 55 49 54 0D 0A                               | QUIT..
0001: Sent (#1) to 213.180.204.37:110
0001: Received (#2) 20 byte(s) from 213.180.204.37:110
0001: 0000: 2B 4F 4B 20 73 68 75 74 74 69 6E 67 20 64 6F 77 | +OK shutting dow
0001: 0010: 6E 2E 0D 0A                                     | n...
0001: Sent (#2) to 127.0.0.1:51405
0001: Disconnected from 213.180.204.37:110
0001: Finished

Вывод: Эрланг - прекрасный вариант для начала функциональной карьеры.

Посты по теме:

Git для работы на нескольких платформах

Мне приходится часто проверять один и тот же код на нескольких платформах. Это означает, что исходники надо физически копировать с машины на машину. Далее начинаются мелкие правки на каждой платформе, которые надо в конце собрать вместе и пробовать снова.

После десятков версий изощренных скриптов я решил собрать волю в кулак и начать использовать Git.

Задача: на виндовой машине (это мой основной рабочий ноутбук) установить Git как сервер, чтобы я мог всегда иметь на нем самую актуальную копию всего. Затем установить Git как клиент на рабочих машинах и обмениваться commit'ами через центральный репозиторий на Windows.

Для простоты я решил использовать SSH как протокол. Благо все UNIX машины имеют ssh-клиент.

Плюсы - везде Git, все локальные изменения имеют версии и можно вести локальные ветки. Ну и центральная копия - тоже под Git. Минусы - потратить время и все это настроить.

Git/ssh как сервер на Windows - это целая тема, так как нужно поставить SSH сервер и правильно прикрутить к нему Git.

Благодаря двум (1, 2) ссылкам удалось настроить CopSSH в паре с msysgit.

Далее Git на клиентских машинах. С Linux и Windows все совсем просто (на Windows используется тот же msysgit).

На Solaris пришлось собрать GNU Make до 3.82 (на 3.75 Git не собирается).

На HPUX and AIX пришлось собрать coreutils (для нормального install), less (представляете, на HPUX нету less по умолчанию), python (опять для HPUX), zlib и свежие tcl/tk.

Один день на борьбу c CopSSH на Windows и день на сборки под UNIXами.

Зато теперь радость и благодать.

P.S. С CopSSH интересная история. Вчера (21 ноября) на их сайте можно было все скачать. Сегодня (22 ноября) читаю на том же сайте:

Termination of free solutions from ITeF!x
Submitted by tk on Tue, 22/11/2011 - 08:18 itefix
Development,distribution and support of free solutions from Itefix are now terminated due to lack of time and changes in priorities.

С их зеркала на sourceforge.net также пропали все файлы. Хорошо, что я не удалил дистрибутив CopSSH, скачанный вчера.

суббота, 19 ноября 2011 г.

Проба пера на новых языках

Как-то так сложилось, что когда я рассматриваю новый язык программирования, то помимо тривиальных программок типа "Hello world", хочется написать что-то более менее реальное или даже нужное.

У меня такой задачей стал многопотоковый перехватчик-прокси для TCP/IP. Такая программа ставится как промежуточное звено между клиентом и сервером, и можно удобно смотреть, что летает в канале туда-сюда.

Данная задача затрагивает многие аспекты языка - потоки, синхронизацию, сокеты, ввод/вывод, работу со строками.

Вот, например, версия на Питоне. На данный момент это наиболее удачная моя версия, так как она работает на многих платформах благодаря Питону и также показывает неплохую производительность благодаря логгированию в параллельном потоке.

Еще я писал это программу на C, C++, C++/boost, PHP, VB, Go, Ruby. На Erlang'e не осилил, пока.

А вы чем тестируете новые языки?

среда, 16 ноября 2011 г.

Тонкости использования getenv() и putenv()

Нарвался тут на интересные грабли с функциями getenv() и putenv().

С putenv() у меня уже был интересный опыт.

Часто люди пишут так:

if (getenv("A_FLAG")) {
  ...
}

Это работает неплохо для переменных-флагов, которые либо есть, либо нет. Значение не важно.

Что получилось у меня:

int main(...) {
  putenv("GLOBAL_FLAG=1");  // Глобальное значение для всей программы.
  ...
  system("xyz");            // Это программа должна видеть GLOBAL_FLAG=1.
  ...
  do_stuff();
  ...
}

void do_stuff() {
  ...
  if (something) {
    putenv("GLOBAL_FLAG="); // Убрать переменную.
    system("abc");          // А вот для этой программы флаг должен быть убран.
    ...
  }
  ...
  if (getenv("GLOBAL_FLAG") {
     // И вот тут начиналась ерунда на разных платформах.
  }
}

А корень зла тут в том, что после putenv() результат getenv() может стать либо NULL, либо "", в зависимости от платформы.

Например:

if (getenv("GLOBAL_FLAG") {

работает только на Windows и правильнее писать:

const char* p = getenv("GLOBAL_FLAG");
if (p != NULL && *p != '\0') {
  ...
}

И лучше сделать wrapper для getenv():

std::string GetEnv(const char* name) {
  const char* v = getenv(name);
  return v ? v : "";
}

И для проверки писать:

if (!GetEnv("var").empty()) {
  ..
}

Для теста я написал программу, которая выставляет переменную и проверяет ее значение через getenv() и через вызов дочерней программы.

#include <string>
#include <vector>
#include <iostream>
#include <cstdlib>

#ifdef WINDOWS
#define putenv _putenv
#endif

void PrintVariableViaShell(const std::string& name) {
  std::cout << "Value from shell:" << std::endl;
  const std::string cmd =
#ifdef WINDOWS
    std::string("cmd /c echo [%") + name + "%]";
#else
    std::string("/bin/sh -c \"echo [$") + name + "]\"";
#endif
  std::cout << cmd << std::endl;
  std::system(cmd.c_str());
}

void PrintVariableViaGetEnv(const std::string& name) {
  std::cout << "Value from getenv():" << std::endl;
  const char* v = std::getenv(name.c_str());
  std::cout << "[" << (v ? v : "<NULL>") << "]" << std::endl;
}

void SetVariableDeleteAndPrint(const char* name_value, const bool equ) {
  const std::string& name_value_s(name_value);
  const std::string name = name_value_s.substr(0, name_value_s.find('='));

  putenv(const_cast<char*>(name_value));
  std::vector<char> delete_without_equ(name.begin(), name.end());
  delete_without_equ.push_back('\0');
  putenv(&delete_without_equ[0]);

  std::cout << "Value after deleting WITHOUT '=':" << std::endl;
  PrintVariableViaShell(name);
  PrintVariableViaGetEnv(name);

  std::cout << std::endl;

  putenv(const_cast<char*>(name_value));
  std::vector<char> delete_with_equ(name.begin(), name.end());
  delete_with_equ.push_back('=');
  delete_with_equ.push_back('\0');
  putenv(&delete_with_equ[0]);

  std::cout << "Value after deleting WITH '=': " << std::endl;
  PrintVariableViaShell(name);
  PrintVariableViaGetEnv(name);
}

int main(int argc, char* argv[]) {
#ifdef WINDOWS
  std::cout << "WINDOWS" << std::endl;
#else
  system("uname");
#endif
  SetVariableDeleteAndPrint("ABC=123", true);
  return 0;
}

И вот результы с разных платформ.

Linux

Linux
Value after deleting WITHOUT '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[]
Value from getenv():
[<NULL>]

Value after deleting WITH '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[]
Value from getenv():
[]

AIX

AIX
Value after deleting WITHOUT '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[123]
Value from getenv():
[123]

Value after deleting WITH '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[]
Value from getenv():
[]

SunOS

SunOS
Value after deleting WITHOUT '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[123]
Value from getenv():
[123]

Value after deleting WITH '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[]
Value from getenv():
[]

HP-UX

HP-UX
Value after deleting WITHOUT '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[123]
Value from getenv():
[123]

Value after deleting WITH '=':
Value from shell:
/bin/sh -c "echo [$ABC]"
[]
Value from getenv():
[]

WINDOWS

WINDOWS
Value after deleting WITHOUT '=':
Value from shell:
cmd /c echo [%ABC%]
[123]
Value from getenv():
[123]

Value after deleting WITH '=':
Value from shell:
cmd /c echo [%ABC%]
[%ABC%]
Value from getenv():
[<NULL>]

Только на Windows getenv() возвращает NULL после удаления. На остальных это будет пустая строка.

Забавно, на Linux можно удалять переменные через putenv("name") (без знака "="), а тогда getenv() будет возвращать NULL.

Посты по теме: